Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:

Международно правовой запрет рабства

Энтин отметил, что основанная на Конвенции европейская система защиты прав превратилась в структурный блок права Европейского союза (далее — ЕС), занимающий в его иерархии высшее место36.

Право установленное Конвенцией обладает верховенством по отношению к внутреннему праву его членов, что позволяет говорить о конституционной природе норм Конвенции в области прав человека.

Конвенция играет важную роль в предупреждении рабства и принудительного труда. Согласно пункту 1 статьи 4 Конвенции категорически воспрещается содержание в рабстве или подневольном состоянии. Такой же запрет действует в отношении принудительного или обязательного труда (п. 2 ст. 4), но при этом Конвенция в п. 3 ст.

Международно-правовой запрет рабства

Рекомендация МОТ о регламентации принудительного или обязательного труда (№ 36)29содержит ряд важных положений, регламентирующий принудительный или обязательный труд.

Например, согласно данным рекомендациям, если необходимо прибегнуть к принудительному или обязательному труду, то должны приниматься все возможные меры для обеспечения того, чтобы принуждение к такому труду ни в коем случае не приводило косвенно к незаконному использованию женщин и детей на принудительных или обязательных работах.

Следует подчеркнуть, что само по себе создание MOTв 1919 г. на основании Версальского мирного договора было связано с целью продвижения принципов социальной справедливости и международно-признанных прав человека и прав в сфере труда30.

Мы согласны с утверждением О.В.

ОТ впервые в своей истории опубликовала глобальную оценку числа жертв принудительного труда (мужчин, женщин и детей), включая тех, кто стал жертвами принудительного труда в результате торговли людьми.

Все чаще высказывается мнение о том, что эффективная борьба с принудительным трудом, включая торговлю людьми, требует комплексного подхода, сочетающего активную правоприменительную практику с профилактикой и мерами защиты жертв принудительного труда.

Таким образом, политика борьбы с принудительным трудом должна основываться на глубоком анализе проблемы и ясном видении путей ее решения, включая разработку поддающихся измерению индикаторов успеха и выделение соответствующих государственных средств.

Такой комплексный подход к разработке и осуществлению политики должен быть закреплен во всей системе регулирования вопросов труда.

Кроме того, в связи с тем, что некоторые конвенции и рекомендации МОТ теряют актуальность, в рамках осуществления нормотворческой функции происходит регулярный пересмотр обоих видов актов, также имеющий свою специфику по сравнению с другими международными организациями34.

Рассмотрение международно-правового закрепления прав человека в сфере труда в конвенциях и рекомендациях МОТ позволяет сделать вывод о том, что конвенции и рекомендации МОТ являются составной частью системы международных актов по вопросам прав человека. Для данных актов характерна взаимосвязанность и единство, что проявляется в процессе разработки и принятия конвенций и рекомендаций, вступлении в силу конвенций, денонсации конвенций, пересмотре конвенций и рекомендаций, а также.

Отличительной чертой Европейской конвенции является то, что она связывает гарантированные права и их судебную защиту наднациональным юрисдикционным органом – Европейским судом по правам человека.

Впервые на международном уровне признавалось право физического лица, после использования средств правовой защиты обратиться в ЕСПЧ с жалобой на государство, которое нарушило его конвенционные права.

По своей правовой природе Конвенция является международным договором и источником права, которая занимает особое место в правовых системах государств- членов Совета Европы по сравнению с традиционными нормами международного права и международными договорами.

Конвенция играет важную роль в предупреждении рабства и принудительного труда, т.к. прямо предусматривает в ст.

Инфоinfo
В рамках СНГ в 2005 г. в Москве было заключено Со

1111 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 280-290. 111 Ратифицирован Россией в 2004 г. СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3884.

§ 2. Принудительный труд, рабство и торговля людьми

131

глашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека142, предусматривающее запрет в отношении торговли людьми в целях эксплуатации, в том числе путем принудительного труда.

На уровне Совета Европы действует Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в ст.


4 которой предусматривается запрет рабства или подневольного состояния и принудительного труда. В ст. 1 Европейской социальной хартии предусмотрен добровольный характер труда.

Де Сальвиа называет правом прав человека: «…европейская юриспруденция разработала отдельную отрасль права, затрагивающую основные права…, в системе Европейской конвенции по правам человека государства поставили перед юридическим органом, настоящим центром разработки законов, задачу выработать общее право прав человека, через интерпретацию и применение параметров конвенции»47.

Важно отметить, что в связи со вступлением в 1996 г. в Совет Европы и ратификацией в марте 1998 г. Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Россия присоединилась к Европейской системе защиты прав человека, в связи с чем приняла на себя обязательство привести собственное национальное законодательство в соответствии с европейскими международными нормами, а также признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека.

Конвенции, эта практика все еще существует, хотя и в формах, отличных от тех, которые вызывали такое беспокойство в начале 20-го столетия.

Цельисследования состоит в изучении проблемы имплементации международно-правовых стандартов в области предупреждения и запрещения рабства и принудительного труда.

Для достижения поставленной цели считаю целесообразным постановку и решение следующих задач:

1) изучить регламентацию вопросов предупреждения и запрещения рабства и принудительного труда в международно-правовых актах ООН;

2) определить место и роль МОТ в предупреждении и запрещении рабства и принудительного труда;

3) определить роль Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Этот подход позволит избежать ненужных споров о дальнейшем толковании понятия и сделает в конечном итоге процесс его применения более эффективным.

Понятие и термин «имплементация» следует отличать от ряда смежных явлений: «применение» (от англ. «application»), «принудительное исполнение» или «исполнение (судебных) решений» (от англ. «enforcement»), «добровольное исполнение или соответствие обязательствам» (от англ. «compliance»). Их нередко используют в качестве синонимов имплементации, в то время как между ними есть существенное различие.

Смысл понятия «применение права» и этимологию этого правового термина исследует И. Лукашук. Он замечает, что этот термин имеет два значения: общее – как «осуществление норм в целом» и специальное – как «властное осуществление права в случае правонарушения или спора о праве».

Итак, согласно ч. 3 ст. 4 Европейской Конвенции термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя:

a) всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения.

b) всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы.

c) всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения.

d) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.

Мы согласны с позицией ученых, согласно которой в основе исключений, предусмотренных ч. 3 ст.

Положения Конституции Российской Федерации о том, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15), свидетельствуют, что Россия тем самым распространяет на свою территорию действие ст. 8 Международного пакта «О гражданских и политических правах» 1966 г., ст. 4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в частности, запрещающих рабство и работорговлю во всех ее видах. Кроме того, ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации («Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность») косвенно отражает положение п. 1 ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

В последние годы в печати довольно часто сообщается о фактах торговли людьми, обращения их в рабство.

Естественно, что вопросы регламентации запрещения рабства и принудительного труда не могут ограничиваться только национальным законодательством. Международным актам – источникам международного права (международная конвенция, договор, международный обычай, решения международных судов, доктрины и др.)3 принадлежит важная роль в регламентации вопросов запрещения рабства и принудительного труда.

Следует отметить, что помимо конвенций, договоров и подобных обязательных для стран участников правовых актов существует большое количество других документов (декларации, резолюции, акты, принципы, кодексы поведения), не имеющих обязательной юридической силы.

Тем не менее, они обладают неоспоримым моральным воздействием и служат практическим руководством для государств при осуществлении ими своей политики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *